Учитель-логопед

 

 

Консультация для родителей: "Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?"

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

В чем плюсы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенкастрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

 Консультация для родителей: "Ничего никому не скажу".

    Часто от родителей можно услышать: «Мой сын (моя дочь) все понимает, только пока не говорит». Действительно, малыш адекватен в рамках определенной ситуациипоказывает нужный предмет или игрушку, совершает названное действие. Однако, если ребенок сам не пользуется активной речью, то родителям сложно оценить уровень понимания обращенной к нему речи, потому что неговорящий ребенок в различных ситуациях одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

          Иногда родители излишне опекают ребенка, стараются предугадать его желания и, если он не может выразить свои мысли словами, делают это за него. Взрослые должны понимать, что такая «помощь» только тормозит формирование речи ребенка. Чтобы избежать негативных последствий, близкие люди должны как можно больше разговаривать с ребенком: озвучивать привычные для него ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, прием пищи, прогулку, подготовку ко сну, игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение сказок); называть и показывать предметы посуды, используемой во время еды, предметы одежды, ее цвет и т.п.

          Разговаривать с ребенком нужно спокойно, простыми фразами, доступными для его понимания. При этом надо говорить правильно, не подделываясь под детскую речь (не сюсюкать), не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов.

          Формированию активной речи будут способствовать созданные родителями ситуации, в которых у ребенка возникает потребность подражать их словам (это естественный период в развитии детской речи). Ответы ребенка должны приниматься взрослыми в любом виде (лепетная или автономная речь). Главное на этапе подражаниядобиться, чтобы малыш начал говорить упрощенные слова: машина – «би-би»; собака – «ав-ав»; кошка – «мяу». Но не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова. Взрослый должен давать образцы только правильной речи.

          Есть игры и упражнения, которые можно и нужно использовать на любом этапе речевого развития (даже при его отклонении). Если ваш ребенок пока не говорит, позанимайтесь с ним, но так, чтобы и ему, и вам было весело и интересно.

Игры на понимание речи (развитие пассивного словаря у детей 2-3 лет)

Чудесный мешочек

        Взрослый просит достать из мешочка игрушку, например кубик. Ребенок достает игрушку, а взрослый называет ее. Затем взрослый говорит: «Покажи, где кубик». Ребенок указывает пальцем на игрушку. Игра повторяется несколько раз (с другими предметами).

        Затем взрослый просит ребенка: «Положи в мешочек игрушку, которую я назову». Ребенок должен взять игрушку, называемую взрослым, и положить ее в мешочек.

Игры на звукоподражание (развитие активной речи у детей 2-3 лет)

Укладываем спать любимую игрушку

          Ребенок и взрослый держат в руках игрушку (куклу, мишку и др.), укачивают ее и напевают: «Аа-аа-а. Аа-аа-а». (Подражание колыбельной песни мамы.).

Игры на развитие мелкой моторики (для детей 2-3 лет)

Взрослый произносит стихотворения и выполняет соответствующие движения. Ребенок вместе с ним повторяет эти движения.

Строим дом

Молоточком я стучу,

(стучат кулаком по своей ладони.)

Дом построить я хочу.

(Стучат кулаком по кулаку.)

Строю я высокий дом!

(Складывают ладони домиком.)

Буду жить я в доме том!

Если включить веселую музыку, то движения можно ускорить.

Игры на развитие дыхания (для детей 2-3 лет)

Сдуваем одуванчики

        Игру желательно проводить на поляне, где растут одуванчики.

        Взрослый предлагает ребенку найти среди одуванчиков отцветшие и сорвать их.

        Затем показывает, как подуть на них, чтобы слетели все пушинки.

        Предлагает ребенку: «Подуй на одуванчик! Дуй один раз, но сильно, чтобы все пушинки слетели. (Ребенок выполняет задание.)Смотри, пушинки летят как маленькие парашютики».

        Если в игре участвует несколько детей, можно устроить соревнование: каждый ребенок дует на свой одуванчик один раз. Побеждает тот, у кого на цветке не осталось ни одной пушинки.

Игры на формирование навыков действия с различными предметами (для детей 2-3 лет)

      Строим дом; Можно предложить ребенку пересыпать совочком песок из одного ведерка в другое; с помощью сачка ловить пластмассовых рыбок в тазу с водой; перед едой раскладывать на столе ложки и вилки. И т.д.

Игра с прищепками

        Для игры потребуется ведерко, силуэт ежа (из картона), круг из желтого картона, прищепки.

        Предварительно надо показать ребенку, как следует нажимать на концы прищепок одновременно двумя пальцами.

        В начале игры взрослый прикрепляет прищепки на край игрушечного ведерка и предлагает ребенку снять их, нажимая одновременно двумя пальцами.

        Затем помогает прикреплять прищепки к кругу из желтого картона (получится солнышко).

        Далее с помощью взрослого ребенок прикрепляет прищепки к силуэту ежа (у ежика выросли иголки).

        Следует помнить: ребенку легче научиться откреплять прищепки, чем прикреплять.

Стихи и сказки для чтения

        Чтение способствует развитию речи ребенка. Читать нужно в медленном темпе, четко произнося слова, спокойным тихим голосом, сопровождая чтение показом картинок.

        Рассмотрим эти рекомендации на примере чтения сказки «Курочка ряба».

        Жили-были (пауза) дед (показ картинки) и баба (показ картинки), и была у них(пауза) курочка ряба (показ картинки). Снесла курочка ряба (повторный показ картинки) яичко (показ картинки). Да не простое (пауза), а золотое (показ картинки)… И т.д.

         Можно заранее подготовить картинки к любимым сказкам ребенка. В дальнейшем при чтении он сам будет брать картинки с изображением героев, и показывать их.